Капот для самодельного минитрактора

САМОДЕЛЬНЫЙ МИНИ-ТРАКТОР "Фермерский конек".

(Этот материал о своем мини-тракторе был опубликован мной в №2 2001 г журнала «Моделист-Конструктор». А теперь я обнаружил его на одном из интернетовских сайтов - и разместил здесь…)


Фермером я стал в 1991 году. И увлечение конструированием мне очень тогда помогло. В то время из техники у меня были лишь трехколесный мини-тягач, переделанный из серийного мотоцикла «Тула» всего за три дня, да грузовой прицеп к нему на 500 кг. Поэтому зимой 1991/1992 года начал строить мини-трактор. Собирал его прямо в доме, так как на улице, на морозе, с металлом работать было невозможно.

К весне трактор был готов, и я получил на него в Гостехнадзоре регистрационный номер и технический паспорт. К трактору успел смастерить еще тележку грузоподъемностью 1 т, плуг, окучник, двухрядную картофелесажалку. И первую свою посевную полностью провел на самодельной технике. Вспахал гектар земли, посадил картофель, сделал междурядную обработку. Кроме того, перевозил на нем стройматериалы и вообще все делал, что нужно было по хозяйству.

Когда фермерам стали давать кредиты, я смог приобрести трактор «Беларусь» и кое-какие сельскохозяйственные орудия и агрегаты к нему. Однако всего необходимого купить так и не удалось. И снова мне пригодился накопленный опыт технического творчества. За несколько последующих лет я изготовил всю сельхозтехнику, в которой нуждался.

Сейчас в нашем крестьянском хозяйстве работают самодельный бороновальный агрегат (его можно транспортировать даже по дорогам общего пользования), одноосный тракторный прицеп на 2 т груза, четырехрядные картофелесажалка и опрыскиватель, небольшой навесной кран грузоподъемностью 1 т, а также оригинальная картофелесажалка, переделанная мною из фрезерного культиватора-гребнеобразователя.

При междурядной обработке картофеля очень кстати оказывается передняя гидравлическая навеска трактора, которую я изготовил весной 1995 года. При третьей, последней обработке я навешиваю на трактор спереди опрыскиватель, а сзади — капот переоборудованный кукурузный культиватор и таким образом совмещаю работу сразу двух самостоятельных агрегатов, что тоже очень выгодно — снижается расход времени, топлива, меньше уплотняется почва колесами.

Переднюю навеску я использую не только для опрыскивателя, но и для грузовой платформы и балласта-противовеса при применении тяжелых сельскохозяйственных орудий. В перспективе планирую еще навешивать косилку, кран и лебедку. Благодаря всем этим самодельным агрегатам ручной труд при выращивании картофеля у нас сведен к минимуму, трудозатраты очень низки, а урожай всегда хороший. Но вернемся к мини-трактору. Он имеет простую, я бы сказал, классическую самодельного конструкцию.

В основе ее — рама прямоугольной формы, сваренная из швеллеров и обрезков листовой стали. К раме при помощи различных кронштейнов крепятся все основные узлы и агрегаты мини-трактора: двигатель, коробка передач, промежуточный редуктор, рулевая стойка с колонкой, капот, крылья задних колес, полик с педалями управления (технологические отверстия под болты крепления этих кронштейнов условно не показаны).

Вообще устройство рамы особой сложности не представляет, поэтому задерживаться на ней, как мне кажется, не стоит. В качестве силовой установки использован двухцилиндровый бензиновый двигатель УД-2 мощностью в 10 л.с. с принудительным воздушным охлаждением. Он расположен на передней части рамы и закрыт спереди и сверху облицовкой и капотом. Питается от капот для самодельного минитрактора топливного бака, размещенного над капотом.

Отработанные газы выбрасываются через глушитель под днище мини-трактора. Крутящий момент от двигателя через цепные передачи самодельного промежуточного редуктора передается к коробке перемены передач (от автомобиля ГАЗ-51) и далее, через карданный шарнир (от ГАЗ-53), — к заднему мосту и ведущим колесам. Попутно от промежуточного редуктора клиновым ремнем приводится в действие генератор (от «Москвича-412») и таким же ремнем и валом с двумя карданными шарнирами — вал отбора мощности (ВОМ).

Он расположен по оси симметрии мини-трактора между задними боковыми стойками и крепится к ним через промежуточную пластину толщиной 10 мм. В работу ВОМ включается натяжением ремня с помощью дополнительного шкива (как в трансмиссиях многих мотоблоков). Механизм включения ВОМ представляет собой маятниковый рычаг, один конец которого шарнирно прикреплен к рулевой стойке, а на второй конец через два подшипника 203 от ступиц колес мотороллера «Турист» надет шкив диаметром 90 мм под профиль приводного ремня.

При перемещении вверх и надежной фиксации этого рычага ремень привода натягивается шкивом и заставляет вращаться вал промежуточной опоры, откуда, в свою очередь, крутящий момент передается через карданный вал (он расположен под поликом) на ВОМ. При перемещении рычага вниз ремень ослабевает и вращение прекращается. Простой и надежный механизм! Промежуточный редуктор расположен под капотом двигателя и прикреплен к левому лонжерону рамы.

Останавливаться на конструкции редуктора не буду, поскольку она в подробностях отражена на рисунках. В рулевом приводе мини-трактора использованы узлы и детали от различной техники. Например, рулевой механизм взят от автомобиля ГАЗ-53, угловой редуктор — от трактора К-700, карданные шарниры — от рулевого привода трактора МТЗ-80; от этого же трактора и некоторые наконечники рулевых тяг (остальные — от автомобиля ЗАЗ-966).

Передний мост так называемого плавающего типа полностью самодельный. Он сварен в основном из толстостенных труб и подвешен к раме на массивном шарнире (по сути — подшипнике скольжения с втулками из бронзы), опоры которого прикреплены к бамперу и соответствующей балке рамы. Мощные балки придают мосту необходимую прочность и жесткость, поскольку какая бы то ни было амортизация на мини-тракторе отсутствует, а нагрузки от тряски на неровностях почвы передний мост испытывает приличные. К кронштейнам моста привинчены поворотные кулаки со шкворнями и ступицами от автомобиля ЗАЗ-966.

От «Запорожца» и передние колеса. Задний мост мини-трактора — от автомобиля ГАЗ-51, укороченный до колеи размером 1200 мм. К раме он крепится двумя стремянками. Сразу оговорюсь, что процедура выпрессовки и обрезания «чулок» и полуосей заднего моста — самая сложная в изготовлении моего мини-трактора.

По крайней мере, такой она оказалась для меня, так как выполнять эти операции пришлось в условиях совхозной мастерской, где имелись мощный гидравлический пресс и токарный станок. На станке я проточил и диски ведущих колес (они от трактора МТЗ-80) до посадочных размеров ступиц заднего моста. Сами же колеса — от передка трактора Т-40. Его двадцатидюймовые шины с протектором «елочка» обеспечивают хорошее тяговое усилие и проходимость самодельной машины. Тормоза — гидравлические, с приводом только на передние колеса. Все узлы и детали тормозного привода, естественно, от «Запорожца».

В перспективе — оснащение мини-трактора раздельными тормозами ведущих колес.

Внешний вид мини-трактора определяют передняя облицовка, капот и задние крылья колес. Облицовка и капот изготовлены из корпуса и дверки старого холодильника. Капот откидывается на правый борт. Крылья сварены из листовой стали толщиной 3 мм. Фары, контрольные приборы и остальное электрооборудование собраны, как говорится, с бору по сосенке — от различных машин и механизмов (фары от МТЗ-80, генератор от «Москвича-412», тумблеры и провода от ЗАЗ-962, аккумулятор — 6СТ-50).

Навесной механизм изготовлен по известной трехопорной схеме. Продольные и центральная регулируемая тяги образуют простую и удобную в эксплуатации конструкцию, при помощи которой мини-трактор можно агрегатировать с разными рабочими орудиями. Продольные тяги крепятся к раме в ее нижней задней части, а центральная тяга — к верхней поперечине между вертикальными стойками рамы (на схеме не показана). Подъем навески осуществляется механическим приводом, основа которого — ручная таль, закрепленная на правом крыле и развивающая усилие до 500 кг.

Трос тали через систему блоков, подъемный вал и раскосы поднимает продольные тяги. В рабочем, «плавающем», положении орудий слабину троса выбирает натяжная пружина. Такая система вполне работоспособна, но гидравлический привод, конечно, гораздо удобнее в эксплуатации и со временем ручной механизм подъема навески будет заменен гидравлическим. Также планирую заменить и двигатель на более мощный и удобный в эксплуатации — от автомобиля «Запорожец». Так что совершенствовать самодельную машину можно долго — на протяжении всего срока ее службы.

(Автор: Г.ЛЕГОСТАЕВ, Башкортостан)

Компоновка мини-трактора: 1 — продольные тяги навесного механизма (центральная условно не показана); 2 — крыло заднего колеса; 3— блоки направления троса подъемной тали; 4—рукоять подъемной тали; 5 — рычаг переключения передач; 6— поручень-скоба подъема капота; 7 — капот; 8 — облицовка; 9 — двигатель ХД-2; 10 — силовая рама; 11 — генератор; 12 — промежуточный редуктор; 13 — коробка перемены передач; 14—вал отбора мощности; 15 — инструментальный ящик; 16 — педаль механизма сцепления; 17 — полик; 18 — панель контрольных приборов; 19,20 — петли навески капота; 21 — топливный бак; 22 — педаль тормоза; 23 — педаль «газа»; 24 — подъемная таль

Кинематическая схема трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — передний мост; 3 — мостовой шарнир; 4 — поворотный кулак со шкворнем (от переднего колеса ЗАЗ-966); 5—контур рамы мини-трактора; 6 — переднее колесо; 7— ступица с радиально-упорными подшипниками (от переднего колеса ЗАЗ-966); 8 — звездочка двигателя (z = 16, t = 19,05); 9 — вал промежуточного редуктора; 10,15 — подшипники 306; 11 —входная звездочка редуктора (z = 32, t = 19,05); 12 — ведущий шкив привода генератора; 13 — ведущий шкив привода ВОМ; 14 — выходная звездочка редуктора (z = 18, t = 19,05); 16—заднее колесо; 17 — опорный подшипник 203 первичного вала КПП; 18 — звездочка первичного вала КПП (z = 38, t= 19,05); 19 —КПП (от ГАЗ-51); 20 —карданный шарнир (от ГАЗ-53); 21 —задний мост (от ГАЗ-51, укороченный); 22—опора ВОМ (корпус подшипников ступицы заднего колеса ЗАЗ-966); 23 — ВОМ (ступица заднего колеса ЗАЗ-966); 24 — фланец ВОМ; 25,27 — карданные шарниры (от рулевого привода трактора МТЗ-80); 26 — карданный вал (труба 25x3); 28 — вал привода ВОМ (ступица заднего колеса ЗАЗ-966); 29 — опора вала привода ВОМ (корпус подшипников ступицы заднего колеса ЗАЗ-966); 30— подшипник водила натяжного шкива; 31 —ведомый шкив 075 привода ВОМ; 32 — ведомый шкив 060 привода генератора; 33 — генератор (от «Москвича-412»); 34— натяжной шкив диаметром 90

Промежуточный редуктор: 1 — крышка корпуса подшипника (2 шт.); 2 — корпус подшипника (2 шт.); 3 — винт М8 (12 шт.); 4 — подшипник 306 (2 шт.); 5 — вал редуктора (пруток диаметром 30); 6,10,17— дистанционные втулки (труба 36x3); 7 — выходная звездочка (z = 18, t = 19,05); 8,16 — ступицы звездочек; 9,11 — призматические шпонки; 12 — ступица шкивов; 13 — шкив привода ВОМ (диаметром 180, под приводной клиновой ремень сечением типа О); 14— шкив привода генератора (диаметром 120, под приводной клиновой ремень сечением типа О); 15 — входная звездочка (z = 32, t = 19,05)

Силовая рама: 1 — бампер (сталь, капот для самодельного минитрактора лист si0); 2 — передние косынки (сталь, лист sl0, 2 шт.); 3 — ограничитель угла качания переднего моста (сталь, лист sl0, 2 шт.); 4 — лонжерон (швеллер № 8, 2 шт.); 5 — балка крепления задней опоры мостового шарнира (швеллер № 8); 6 — площадка крепления двигателя (сталь, лист s 10); 7 — задняя поперечина (швеллер № 8); 8 — кронштейн крепления заднего моста (сталь, лист sl0, 2 шт.); 9 — ложемент для «чулка» заднего моста (сталь, 2 шт.); 10 — боковые косынки (сталь, лист sl0, 4 шт.); 11 —стойка крепления навесного механизма (швеллер №12, 2 шт.); 12 — балка крепления блоков навесного механизма и сиденья водителя (швеллер № 8); 13 — задние косынки (сталь, лист s10, 4 шт.)

Схема рулевого привода: 1 — руль; 2 — рулевая колонка; 3,5,7 — карданные шарниры (от рулевого привода трактора МТЗ-80); 4 — карданная передача; 6 — угловой редуктор (i = 1, от трактора К-700); 8 — рулевой механизм (от ГАЗ-53); 9 — сошка; 10,12,13 — наконечники рулевых тяг (от МТЗ-80 и ЗАЗ-966); 11 — короткая рулевая тяга; 14 — длинная рулевая тяга; 15 — контур переднего колеса

Передняя подвеска: 1 — задняя опора мостового шарнира; 2 — передний мост: 3 — ступица переднего колеса с поворотным кулаком (от автомобиля ЗАЗ-966) и кронштейном крепления к переднему мосту; 4 — передняя опора мостового шарнира

Передний мост: 1 —прокладка (сталь, лист 10); 2— ось мостового шарнира; 3,7— косынки (сталь, лист 10); 4 — верхняя балка (труба 60x8); 5 — нижняя балка (труба 40x5); 6 — стойка (труба 57x5); 8 — кронштейн крепления поворотного кулака колеса Навесной механизм: 1 — ручная таль грузоподъемностью до 500 кг; 2 — пружина натяжения троса; 3 — трос (04); 4 — блоки направления троса; 5 — подъемный вал; 6 — раскос; 7 — центральная тяга (от трактора МТЗ-80, укороченная); 8 — продольная тяга


Источник: http://userdocs.ru/astromoiya/27413/index.html

Закрыть... [X]


Самодельный минитрактор "Дизель" Тракторы Самодельные тракторы Вязание крючком хомячок Капот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактораКапот для самодельного минитрактора
Источник: http://quest-kompot.ru/kapot-dlya-samodelnogo-minitraktora/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Самодельный полноприводный минитрактор сделан подростком » Изобретения Поделки из самшита

Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора Капот для самодельного минитрактора

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ